ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
2011 – 2016 годы
Авторский коллектив:
Агапова Л.И. – директор
Вяткина Н. М. – учитель
Скворцова И.С. – учитель
с. Червянка, 2011 г.
Содержание
1.Введение.................................................................................................... 3
2. Паспорт программы................................................................................ 5
3. Информационная справка о школе ....................................................... 7
4. Краткий проблемный анализ ситуации ..............................................13
5. Концептуальное видение образа будущего состояния школы ……..17
6. Проекты комплексной программы развития...................................... 18
7. Дошкольное образование............................................................. 22
8. Основное общее образование ..................................................... 22
9. Дополнительное образование...................................................... 23
10. Целевые индикаторы и показатели достижения результатов программы .................................................................................................24
11. Приложения........................................................................................ 26
Введение
Настоящая программа развития МОУ «Червянская основная общеобразовательная школа» на 2011-2016 гг. представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи, направления обучения, воспитания, развития обучающихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии и показатели их оценивания, определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации
Генеральная цель программы развития школы - создание образовательной среды участниками микросоциума (педагогами, учащимися, родителями, социальными партнерами), направленной на формирование всесторонне развитой личности ученика на каждом возрастном этапе его развития в условиях сельской местности: 1) дошкольное воспитание – начальная школа; 2) начальная школа – основная школа; 3) основная школа – и профориентация и самоопределение обучающихся для выбора дальнейшего обучения в других учебных заведениях.
При разработке данной программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
1.Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24.07.1998 №124).
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 года №751 «О национальной доктрине образования в РФ».
5. Приоритетный национальный проект «Образование».
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04 февраля 2010 г.).
7. Структура ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
9 . Устав МОУ «Червянская основная школа».
При планировании целей, задач, ожидаемых результатов реализации программы критериев и показателей оценки результативности программы учитывались:
- приоритетные направления развития государственной образовательной системы.
- научные концепции развития образования в отдельных направлениях образовательной деятельности;
- анализ опыта и результативность практической деятельности школы;
- состояние материально – технической базы школы и другие внешние факторы, способные повлиять на процесс реализации программы развития.
Программа разработана коллективом Червянской основной школы, под руководством директора Агаповой Л.И.
Предлагаемый срок реализации Программы мая 2011 г. – январь 2016 г.
Работа над программой велась в течении 2010 – 2011 учебного года.
Программа обсуждалась на Совете школы, родительском собрании, собрании села.
Программа принята Педагогическим советом МОУ «Червянская основная общеобразовательная школа» и одобрена Советом школы в мае 2011г.
Программа передается в Комитет по образованию администрации Троицкого района для утверждения и решения финансовых и других вопросов.
Паспорт Программы
Полное наименование программы | Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Червянская основная общеобразовательная школа» на 2011-2016 гг. «Народные земледельческие традиции как основа непрерывного развития ребенка дошкольного и школьного возраста» |
Разработчики программы | Творческий коллектив педагогов МОУ «Червянская ООШ», специалисты комитета по образованию администрации Троицкого района |
Цель программы | Создание условий для: - всестороннего развития обучающихся, возможности проявления творческих способностей с раннего возраста; - организации непрерывного образования в условиях малочисленной сельской школы |
Задачи программы | 1. обеспечение обязательных стандартов образования; 2. удовлетворение запросов и потребностей учащихся на образовательные услуги; 3. создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности. |
Этапы реализации программы | 2010-2011 гг. – Разработка и утверждение программы развития ОУ. 2011-2012 – разработка нормативно-методического обеспечения, подготовка педагогических кадров, МТБ и реализация программы дошкольного образования в группах кратковременного пребывания детей 3-7 лет 2011-2012 – разработка нормативно-методического обеспечения, подготовка педагогических кадров, МТБ и реализация программы дополнительного образования детей 3-15 лет по программам художественно-эстетического и экологического направления «Народные земледельческие традиции как основа непрерывного развития ребенка дошкольного и школьного возраста». 2011-2012 – разработка корректировка программ в соответствии с новыми ФГОС и реализация их в начальной школе 2012-2013 – разработка корректировка общеобразовательных учебных программ в соответствии с единым направлением воспитания и развития ОУ по теме: «Народные земледельческие традиции как основа непрерывного развития ребенка дошкольного и школьного возраста» 2013-2014 – промежуточный контроль выполнения программы развития, с последующей корректировкой деятельности. 2014-2015 – промежуточный контроль выполнения программы развития, с последующей корректировкой деятельности. 2015-2016гг. – анализ результатов реализации программы развития |
Информационная справка о школе.
Школа была открыта в начале тридцатых годов прошлого века и до 1973 года функционировала как десятилетняя.
С 1973 года до 1992 года была преобразована в начальную школу.
С 1992 года – это Червянская неполная средняя школа.
Муниципальное образовательное учреждение «Червянская основная общеобразовательная школа» находится на территории с.Червянка Троицкого района Алтайского края.
В настоящий момент в селе проживает 139 человек: 38 пенсионеров; 61 человек трудоспособного населения, из них ни один не стоит на бирже труда, население имеет работу; 6 студентов и учащихся 10-11кл.; 3 парня в армии; 13 школьников и 8 дошколят (0 – 6,5лет) что дает стабильное наполнение школы в ближайшие годы. Выпускники школы остаются и возвращаются в село (с 1992г. 11 человек). Доля семей детородного возраста (до 35 лет) составляет 58% от общего количества семей с детьми.
В нашем селе на сегодня есть социальные объекты: основная школа, ФАП, почтовое отделение, продуктовый магазин (ИП Гвинджилия Н. Ю.)
Работают предприятия: ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» (бригады, пилорама), ИП Драничникова Ю.А. (бригады, пилорама).
Школа в 2010 году на основании государственной аттестации и аккредитации комитета по образованию Троицкого района Алтайского края получила лицензию на право ведения образовательной деятельности.
На сегодня в школе обучается 13 учащихся в 7 классах комплектах, работают 7 учителей.
Возрастной состав кадров:
До 32 лет – 2 человека – 28,5%;
От 32 до 55 лет – 3 человека – 43%;
Старше 55 лет – 2 человека – 28,5%.
Средний возраст – 40 лет. 2 учителя имеют высшую категорию, 3 – первую.
Имеют педагогический стаж работы:
- свыше 15 лет – 4 учителя;
- свыше 10 лет- 1 учитель.
В школе для большинства учителей, работающих в школе, характерно соответствие двум требованиям к учителям:
- исполнительская дисциплина;
- проявление инициативы с целью самореализации и повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В школе имеется компьютер и монохромное лазерное МФУ. За счёт средств заработанных школой в кабинет географии был приобретён глобус, в кабинет химии – таблица химических элементов, также были приобретены: телевизор и DVD-плеер.
В школе имеется библиотека с учебной и художественной литературой. Обеспечение учащихся учебной литературой 100%, художественная литература представлена 100-томником «Библиотека отечественной классики», 6-томником В.М. Шукшина, кроме того, имеется Справочник школьника 5-11 классы, Школьная энциклопедия «Руссика» в 8 томах, «Энциклопедия Алтайского края» в 2-х томах, Книга памяти Алтайского края.
На протяжении трёх лет в школе реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся.
Занятия в школе проводятся в одну смену. Режим работы школы – пятидневная рабочая неделя для 1-4 классов и в 5-9 классах – шестидневная рабочая неделя.
Продолжительность уроков в соответствии с Уставом школы – 40 минут. Продолжительность перемен между уроками: минимальная – 5 минут, максимальная – 20 минут.
Периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся – четыре раза в год по итогам четверти.
Режим работы школы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Работают кружки: «Театральный», «Народного творчества», «Вокруг света», «Танцевальный», «Экологический»,
Школа включает следующие ступени обучения:
I степень: 1-4 классы (начальная школа) – срок обучения 4 года;
II ступень: 5-9 общеобразовательные классы – срок обучения 5 лет.
Таблица 1. Сведения об обучающихся на момент утверждения программы развития.
| Первая ступень | Вторая ступень | Всего по школе |
Общее количество обучающихся | 7 | 6 | 13 |
Общее количество классов | 4 | 5 | 9 |
Средняя наполняемость классов | 1,8 | 1,2 | 1,5 |
Учебный план
Федеральный компонент
Образовательный компонент | Классы |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| |
Русский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
|
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
|
Английский язык |
| 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
|
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
|
Информатика |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 |
|
История |
|
|
|
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
Обществознание, право |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
География |
|
|
|
|
| 1 | 2 | 2 | 2 |
|
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
Природоведение |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
| 1 | 2 | 2 | 2 |
|
Физика |
|
|
|
|
|
| 2 | 2 | 2 |
|
Химия |
|
|
|
|
|
|
| 2 | 2 |
|
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
ИЗО | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
Технология | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
|
|
МХК |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| ||||||||||
Школьный компонент
Образовательный компонент | Классы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
География |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 |
ОБЖ |
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
Литература | 2 | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
Русский язык |
|
|
|
| 3 | 2 | 2 | 1 |
|
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Элективные курсы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информатика и ИКТ |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
Литература АК |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
География АК |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Экология АК |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
МХК |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
Черчение |
|
|
|
|
|
|
| 2 | 1 |
Основная общеобразовательная школа, работающая по данному учебному плану, ставит перед собой цели: воспитать гражданина, способного реализовать себя в условиях современной жизни, воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Понимая, что владение компьютером – дно из важнейших требований современности, включили в лан 1 час информатики с 5 по 9 классы.
Образовательная область «Обществознание» даёт возможность воспитать в детях положительные нравственные качества через изучение истории, природы, географии своего региона. Литература Алтайского края, география Алтайского края, экология Алтайского края изучается самостоятельным предметом.
Школа должна воспитать и физически развитого, здорово человека, поэтому на уроки физкультуры с 1-го по 9-й классы отвели по 3 часа.
Внутришкольный контроль в течении учебного года включает в себя контроль прохождения учебных программ; состояние преподавания учебных предметов; уровень воспитанности и развития учащихся; качества знаний, умений и навыков учащихся; посещаемости уроков учащимися; подготовки к экзаменам; работы но изучению правил дорожного движения; выполнение графиков контрольных и лабораторных работ; экскурсий на учебный период.
Фронтальный контроль проводится в течении года во всех классах.
Тестирование учащихся начальной школы показало:
1. учащиеся при проверке скорости чтения укладывались в норму;
2. овладели знаниями, умениями и навыками на первом уровне; до 60% учащихся по различным предметам овладели ЗУН на втором уровне.
Качество знаний во многом зависит от индивидуальных образовательных способностей ребенка. Приложение 1. Как правило, у учащихся наблюдается стабильность в качестве знаний при переходе из младшего в среднее звено обучения. Учащиеся занимаются в меру своих способностей. Стараемся сохранить качество знаний у учащихся 6-8классов вступающих в подростковый период развития.
Существующая в школе система внеклассной работы позволяет удовлетворять разнообразные потребности личности ученика. К услугам учащихся кабинет информатики (по коэффициенту познавательного интереса имеет максимальный балл), в кабинете созданы аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ, библиотека, кружки, индивидуальные консультации.
У учащихся сложился устойчивый интерес к изучению таких предметов как: биология, география, история. Поэтому учащиеся нередко выбирают эти предметы на экзамен.
Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание – есть управление процессом развития личности. Гуманизация образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие каждого ученика.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету, а учителю помогают лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых учащихся и всячески направлять развитие этого интереса.
В нашей школе существует тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях, для поддержки интереса по этим предметам проводились следующие внеклассные мероприятия:
биология
1. Вечер «Осенний бал»;
2. Конкурс «Букетов» поделок из природного материала;
3. Выращивание цветочной рассады;
4. Оформление клумб на территории школы;
5. Озеленение территории школы;
6. Участие в операции «Скворечник»;
7. Конкурс сочинений на экологическую тему;
8. День птиц.
Учащиеся нашей школы принимают участие в научно-исследовательской деятельности. В 2004 году проводилась исследовательская работа по теме: «Редкие растения на территории в окрестностях с.Червянка» учащимися старших классов школы. Учитель организует и направляет научную работу учащихся, к которой они, как правило, проявляют большой интерес. Научная работа учеников – это эффективное средство развития исследовательских способностей. Учащиеся школы совлечены в дополнительное экологическое образование в АКДЭЦ г.Барнаула. Они обучаются на различных отделениях: общая экология, зоология, ботаника. Проходят летнюю полевую практику в профильных лагерях на турбазе в с.Боровое или турбазе «Селена» в Горном Алтае.
литература
1. «Театральный кружок»
2. Сотрудничество со школьной и Боровлянской сельской библиотекой;
3. Неделя Мини-театра;
4. КВН;
5. Конкурс стихов о зиме;
6. Концерт «Милым мамам».
география
1. Игра «Поле чудес»;
2. «Космические путешествия»;
3. Декада географии;
Проблемный анализ состояния школы
Сельская школа даёт качественно иное образование по сравнению с городским. Оно ориентированно на более тесное взаимодействие человека с природой, на развитие интереса к растительному и животному миру, на усвоение культурных традиций, моральных устоев, нравственных принципов Человека, живущего на Земле. Это подтверждается традиционными формами аттестации: экзаменами, письменными годовыми и промежуточными контрольными работами, тестированием учащихся. На выпускных экзаменах учащиеся получают только положительные оценки.
Однако, самым сложным в работе школы является ограниченность контингента учащихся и педагогов. Многие формы работы на уроках недоступны в связи с малочисленностью учеников в классах (1-3). В связи с этим на всех участников педагогического процесса идет большая психологическая нагрузка.
Большая учебно-воспитательная и внеклассная работа педагогов школы на уроке и на внеклассных занятиях, для поддержки интереса по этим предметам не связана в единую тему работы школы, педагоги работают самостоятельно, тем самым увеличивая нагрузку ученика, слабо используя возможность выстраивания межпредметных связей во внеурочной, внеучебной деятельности школьника.
Отсутствие учреждений дошкольного образования на территории села, удалённость села от культурных и образовательных центров и сложность выезда в районный центр (в школе отсутствует собственный транспорт, отсутствует регулярное движение рейсового пассажирского транспорта) позволяет выявить следующие проблемы в работе школы:
-При поступлении в школу у детей наблюдается неравное развитие и подготовка к образовательному процессу. Что приводит трудностям при освоении программы и адаптации ребенка к школе ;
-Низкий уровень участия учащихся в конкурсах школьного и внешкольного уровня, это не позволяет детям проверить свои силы, педагогами не используется возможность мотивации к обучению;
-Недостаточная презентация педагогами собственного опыта работы, нерегулярное посещение метод объединений разного уровня;
-Отсутствие Учебно-воспитательного комплекса, приводит к отсутствию возможности развивать творческие способности учащихся не связанные с учебным процессом.
- имеется потребность в спортивном инвентаре (лыжи, оборудование для настольного тенниса).
Книжный фонд школьной библиотеки не удовлетворяет потребностям школы: давно не пополнялся фонд художественной литературой.
Низкий уровень освоения педагогами сети интернет, обусловлен отсутствием свободного доступа к сети интернет (к интернету подключен один компьютер, с низкой скоростью приема передачи), и отсутствием соответствующей подготовки.
Переход на нормативно-подушевое финансирование требует оптимизации образовательного процесса. Одним из путей оптимизации образовательного процесса является закрытие малых школ с организацией
подвоза в ближайшие большие школы. В нашем случае ежедневный подвоз невозможен в связи с удаленностью села (30 км.), поэтому предполагается организация интерната недельного проживания. В связи с возможностью закрытия школы в мае 2010г. проводился опрос родителей школьников. Целью проведенного опроса было выяснение: предполагаемой наполняемости интерната и демографических изменений в селе.
Родителям детей в возрасте до 15 лет было предложено заполнить анкету:
- Ваш возраст:
до 25 лет
25-35 лет
старше 35 лет
- Количество детей в семье по возрастам:
до 7 лет
до 11 лет
до 15 лет
- Если закроют школу ваши действия:
а) отправите детей в интернат;
б) отправите детей к родственникам;
в) смените место жительства;
г) иное.
Таблицы по результатам опроса приложения 2,3
В варианте иное один ответ был, оставят детей на надомное обучение, один не комментировался и три ответа - оставят детей дома, по финансовой причине.
Получены следующие результаты:
- в случае закрытия школы в интернат не поедет ни один ученик;
- в трех семьях дети могут остаться без образования (4 ученика);
- из села уедут четыре семьи, в двух семьях возраст родителей до 25 лет и одна семья – 25-35 лет.
В нашем случае открытие интерната не позволяет улучшить образовательный процесс. Родители вынуждены будут уехать, учитывая расцвет социальных пороков (наркомания, алкоголизм, проституция и др.) они не отправят детей в интернат (страшно). Переезд является проблемой, как с финансовой стороны, так и в плане трудоустройства и поиска жилья. Есть вероятность, что дети останутся без образования. В случае сохранения школы у детей будет возможность получить основное образование и затраты родителей на это будут посильны.
С 2000 по 2010г. школа выпустила 16 учащихся, которые успешно продолжают обучение в средних, среднеспециальных и высших учебных заведениях. Приложение 4
Концептуальное видение образа будущего состояния школы
Настоящая программа развития предполагает, что к 2016 году состояние школы будет характеризоваться следующим образом:
- школа развивает и готовит детей 3-7 лет к обучению, создана группа кратковременного пребывания;
- в школе реализован переход на новые образовательные стандарты в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
- школа предоставляет всем учащимся качественное образование, для одаренных детей - превышающее требования государственных стандартов, что подтверждается через независимые формы аттестации, учащиеся принимают активное участие в интернет конкурсах и проектах разного уровня;
- школа предоставляет возможность развивать творческие способности учащихся не связанные с учебным процессом, реализуется программа дополнительного образования детей 3-15 лет по программам художественно-эстетического и экологического направления «Народные земледельческие традиции»;
Продолжение »